информация о ливии



Историческая справка. Ливия



Название Ливия произошло от древнегреческого слова Libya, которым в древности называли Северную Африку. Геродот описал ее коренное население, как кочевой народ с белой кожей, голубыми глазами и золотистыми волосами (берберские племена). Первое же упоминание о них относится к 1400 г. до н.э., когда они совершили нашествие на Египет. До сих пор именно таких их представителей можно увидеть на ливийских улицах и базарах, хотя сейчас они и составляют незначительное меньшинство. В первой половине первого тысячелетия до н.э. прибрежную территорию нынешней Ливии заселили представители разных средиземноморских народов. Финикийцы обосновались на северо-западе страны (Триполитания - современный регион Триполи), а греки - на востоке (Киренаика - нынешний регион Бенгази). В канун новой эры все прибрежные территории захватил Рим, свидетельство чего сохранилось до сих пор в виде, не раз мною посещенных, развалин древних городов - Лептис Магна, Сабрата и др. В Средние века Ливия  подвергалась нашествиям Византии, крестоносцев, норманнов, испанцев и вандалов. В VII веке н.э. на эти земли вторглись арабы, которые принесли в Северную Африку ислам. Местное население смешалось и ассимилировалось арабами, усвоив их язык, обычаи и религию. Длительное время Ливия была поделена между Тунисом и Египтом. В XVI веке она попала под власть Османской империи, однако реально местное управление находилась у арабских племенных правителей. С 1911 по 1943 год страна находилась под властью, завоевавшей ее Италии. После разгрома итальянской и германской армий в ливийской пустыне, во время Второй мировой войны, в стране установилась власть Великобритании и Франции. В 1951 году страна получила независимость и Идрис I стал первым и последним ее королем.

Ислам во всех арабских мусульманских странах играет важную роль не только в духовной, но и в социальной жизни. И Ливия здесь не только не исключение, но имеет свои особенности. В середине 50-х годов XIX в. во внутренних районах страны стало набирать большую силу братство Сенуйсия. Его основателем был алжирский марабут Мухаммед бен Али ас-Сенуси. Ас-Сенуси выступал сначала за примирение аскетического мусульманского учения суфизма и ортодоксального ислама. Его учение содержало в себе элементы другого оппозиционного течения в исламе - ваххабизма, с которым он познакомился во время посещения Мекки. Сенуситы, были непримиримыми врагами западной цивилизации, осуждали всякое иностранное влияние. Ас-Сенуси основал в северной части Киренаики завию эль-Бейда, ставшую его первой резиденцией. Сенуситское братство распространило свое влияние на остальные районы, но ее оплотом была Киренаика. Так посетивший в 1884 г. Триполи русский путешественник А.В.Елисеев писал: «В Триполи живет турецкий вали, в стране расположен целый турецкий корпус, и турецкие броненосцы иногда качаются на рейде Триполи, но, на самом деле, обширной пустынной страной управляют уже не Порта и не чиновники, а невидимый, но могущественный шейх ордена сенуситов». Однако, сенуситское движение встретило в более развитой в социально-экономическом отношении Триполитании сопротивление со стороны турецких, местных феодалов и религиозной верхушки ортодоксальной школы ислама. Укреплению сенуситского ордена и распространению его учения противодействовали также и западные страны, рассматривающие сенуситов как препятствие на пути колонизации Северной Африки. В 1915г. главой сенуситского братства стал Идрис ас-Сенуси, будущий король Ливии. Длительная борьба и неуемная деятельность Идриса дала возможность добиться власти над всей Ливией.

24 декабря 1951 г. Идрис ас-Сенуси объявил об образовании независимого Соединенного королевства Ливии и о вступлении в силу конституции.  Годы королевского правления в Ливии отличались острой борьбой сторонников и противников режима и постоянным вмешательством западных держав в дела страны, только что получившей независимость. Между тем необходимо отметить, что личный вклад короля Идриса в получении страной независимости и становлении Ливии, как государства очень велик. Ливия была первой арабской страной на Севере Африки получившей независимость после окончания второй мировой войны. Ее политический лидер эмир Идрис ас-Сенуси показал пример всему миру, что независимость бывшая колония может получить мирным путем, избегая кровопролитной войны с колонизаторами и гражданских распрей внутри страны. Идрис провозгласил ислам официальной религией, а позже создал разветвленную сеть религиозных институтов и учреждений, сохранил завии, но он так и не воссоздал сенуситское братство в прежнем виде, так как это могло ограничить действия честолюбивого монарха. Это привело к падению престижа сенуситского братства: его влияние пошло на убыль и к 1967 г. сторонники сенуситов составляли только 5% населения. Нефтяной бум, охвативший страну, явился полной противоположностью тому течению и укладу жизни, в котором страна пребывала с начала века. В этих условиях Идрис не смог найти ливийскую модель экономического развития страны. Трудно было удовлетворить все стороны, поэтому король стал неугоден, как западному капиталу, так и ливийскому. События в Ливии постепенно выходили из-под контроля короля и его коррумпированной администрации, и в этом значительную роль начала играть, развернувшаяся в стране, борьба прогрессивной молодежи.

1 сентября 1969 году в стране произошел военный переворот и группа офицеров ливийской армии во главе с полковником Муамаром Каддафи входивших в «Движение свободных офицеров юнионистов-социалистов», свергла короля и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). То, что происходило в Ливии в 1969-1977 гг. было примером государственного капиталистического пути развития, напоминавшим процессы в соседнем Египте при Насере. Вместе с тем, левый радикализм, проявившийся, как в теоретических взглядах Каддафи, так и в мероприятиях по их претворению в жизнь, привел к кризису республиканской формы правления. Страна начала воплощать в жизнь «Третью мировую теорию», основанную на исламских догмах, в интерпретации Каддафи, и на идее перманентности народной революции. Так английский исследователь Х.Блюшот заметил, что вся новизна каддафиевской теории состоит в «персональной интерпретации основ ислама» ливийским лидером. Каддафи, например, исходит из того, что ислам является фактором социального прогресса и потому законы ислама, являются источником законодательной власти, а моральные ценности, порождаемые религией, могут направить человека по пути добра, правды и любви.

Каддафи изложил и «свою» трактовку социализма. В это понятие он включил: достижение социальной справедливости, ликвидацию эксплуатации человека человеком, предоставление одинаковых возможностей для личностей в обществе, социальную безопасность и мирную ликвидацию социальных различий. Каддафи рассматривает «исламский социализм», как идеальную систему для преобразования мира, как выход из «человеческой трагедии, которую переживают народы под гнетом капитализма и коммунизма» Он выдвинул концепцию коллективной социальной организации и контроля масс над принятием решений, их осуществлением и управлением.
Взгляды на социализм, представленные Каддафи, возникли не без влияния местных ливийских факторов и определяются особенностями социального развития страны. Западные исследователи указывали, что истоки социализма Каддафи следует искать в бедуинском племенном обществе, с его корпоративной собственностью на землю и ресурсы, где наемный труд считается чуждым явлением (как тут не вспомнить русскую общину). Наследие бедуинского общества оказало глубокое воздействие на Каддафи, рожденного в семье полукочевника и ценности того уклада жизни стали частью его личной философии и повлияли на его новую концепцию общества. «Сознавая, что его (Каддафи) режим нуждался в поддержке племен, - пишут Д.Бланди и Э.Лайсетт, - он воспринял анахроническое самосознание бедуинов и заложил его в основу своей политической теории». На его сознание повлияли работы французских утопистов, которыми он увлекался в юности, а также взгляды русских анархистов, работы которых специально, по его просьбе, перевели для него.

Каддафи объявил себя сторонником продолжения «перманентной революции» пророка Мухаммеда в новых условиях. На этой основе Каддафи объявил сенуситские завии главными виновниками социально-экономического застоя и в течение 70-х годов распустил их. Серьезное сопротивление Каддафи встретил со стороны исламских фундаменталистов, включая суннитских улемов, враждебно воспринявших «Зеленую книгу». Они, например, заявили, что перемены в имущественных отношениях, которые отстаивал Каддафи, не оправданы ни с точки зрения Корана, ни учения пророка. Более того, лидера Ливии обвинили в поддержке «коммунистических тенденций», и тогда в мае 1978 г. он ответил призывом к массам «захватить мечети» и арестовать недовольных представителей духовенства, после чего конфронтация с исламскими фундаменталистами приняла широкие масштабы. Наряду с этим Каддафи перехватил исламские лозунги у духовенства и стал распространителем идей ислама пусть и с социалистическим оттенком. Зеленое знамя Пророка стало государственным флагом Ливии. Строительство новых мечетей получило огромный государственный размах. Он дал столько ислама стране и народу, что сокрушил своих религиозных оппонентов. Однако, известное изречение “чем больше мечетей, тем меньше посещающих их”,  является для Ливии не исключением. Я выслушал немало жалоб стариков на “испортившееся” молодое поколение… А молчаливо-негативное отношение к нынешнему положению вещей в стране, немалочисленных наследников сенуситского братства, которое сохранилось, пусть и не в организованном виде (их можно отличить по бородам и коротким штанам), указывает, что они не смирились и ждут своего часа.

С первых шагов по претворению в жизнь своих теоретических установок Каддафи начал применять силу и волюнтаризм, надолго ввергших Ливию в пучину политической и экономической проблем. Фактически через претворение в жизнь принципа «прямой демократии», что начало осуществляться в стране с конца 1976 г., четко вырисовывалось стремление Каддафи к единоличному правлению страной. Все мероприятия по «передаче власти народу» привели не к установлению «истинной демократии» в стране, основы которой были декларированы в «Зеленой книге», а к усилению культа личности Каддафи и его диктаторских форм правления. Произошел окончательный раскол движения «Свободных офицеров» на две неформальные фракции - сторонников Каддафи и противников его политического курса. Борьба завершилась поражением второй фракции и после неудачной попытки свергнуть его в августе 1975 г., Каддафи установил твердый контроль в стране и в высшем военном руководстве.  Каддафи ликвидировал республиканскую форму правления и установил непредставительную форму демократии - систему народовластия - джамахирию, давшую ему и его ближайшему окружению возможность сконцентрировать в своих руках всю полноту власти. Конечно, этому способствовали специфические условия ливийского общества, по существу застывшего в кланово-племенной структуре, культовых аномалиях, и вождизм в условиях отсутствия глубоких демократических традиций и замкнутого образа жизни местного населения. Расстановка преданных лиц из своих кланов на ключевых постах «власти народа» определила коалицию племен, поддержка которых стала важным фактором сохранения всего режима Каддафи. Каддафи исключительно умело использовал эту ливийскую специфику, а его политическая демагогия превратилась в одно из крайних проявлений авторитаризма. В марте 1977 г. страна переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию (Государство народных масс). Основой законодательства считается шариат (источник мусульманского права). Принятая на сессии ВНК в марте 1990 г. Хартия революционной законности провозглашает, что источник законности народных собраний и народных комитетов - «революционная законность лидера ливийской революции М. Каддафи, присущая ему одному и являющаяся приобретенным правом, которое не отбирается». Директивы лидера обязательны для исполнения.

Под воздействием социально-экономического кризиса в стране, с конца 80-х гг. М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в экономической и политической сферах. Для внешней политики Ливии стало характерно стремление следовать прагматической линии, демонстрировать отказ от экстремизма, содействовать урегулированию региональных конфликтов. Обозначился курс М.Каддафи на либерализацию экономики и возрождение малого и среднего частного бизнеса при сохранении в господчинении ключевых отраслей экономики. Проводится приватизация оптовой и розничной торговли, обнародован закон, разрешающий учреждение частных банков, активно идет кампания создания т.н. народных акционерных банков в регионах, призванных содействовать развитию производительного сектора на местах, развивается деловая активность в сфере сельского хозяйства, услуг, легпрома, начато учреждение АО, принято решение о приватизации нерентабельных госпредприятий, открыты двери для иностранного капитала. Основа ливийской экономики - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю Ливии приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Собственной квалифицированной рабочей силы не хватает, около половины занятых в народном хозяйстве (более 1 млн. чел.) иностранцы, прежде всего египтяне, а также выходцы из соседних африканских государств. Уровень жизни населения невысок. Растет социальное расслоение и класс “новых ливийцев”. В то же время имеет место высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (до 30%). Ливийцы, в основном молодежь (свыше 50% от общего числа жителей), менталитет большей части которых отравлен психологией рантье, за долгие годы привыкших жить за счет доходов от продажи нефти, стремятся заниматься более престижными, а главное, менее трудоемкими делами, нежели работа в промышленности и на земле.

Население Ливии составляет около 7 млн. среди которых ливийские арабы - свыше 80%, в также берберы, туареги и др. Городское население (около 90%), в основном живет в крупных прибрежных городах. Столица - Триполи (около 1млн.). Крупнейшие города - Бенгази (500 тыс.), Мисурата (200 тыс.). На побережье - субтропическая полупустыня. На остальной территории каменистая, горная или песчаная пустыня Сахара. Статичность исламских традиций обусловливает и менталитет народа. Приверженность ливийцев старым традициям сказывается на их обычае одеваться. Они носят такую же одежду, как и бедуины Аравийского полуострова. Она состоит из штанов, длинной рубахи, головного убора - платка, который придерживается толстым черным шерстяным шнуром; в холодную погоду ее дополняет шерстяной плащ. Горожане, как правило, носят европейскую одежду, но, так как многие оседлые жители (как в городе, так и в селе) недавно вышли из среды кочевников, в их одежде и быте часто сочетаются элементы европейские и традиционные арабские. Традиционная женская одежда состоит из шаровар, рубахи, кафтана, плаща, головного платка. Она часто украшается вышивкой и носится в сочетании со всевозможными украшениями: браслетами для рук и ног, перстнями, ожерельями, серьгами и т. п. Национальная обувь - сандалии и туфли без задника, с несколько загнутым носом. Живущие в селах и периферийных городах женщины закрывают лица. С ростом доходов населения все более улучшается рацион питания. Производство и продажа алкогольных напитков в соответствии с догмами ислама в Ливии категорически запрещены.

Менталитет народа и образ жизни весьма отличается, в зависимости от удаленности от прибрежной зоны и крупных городов. И разница может достигать столетий. Можно найти некоторое сходство ливийского общества с нашим советским прошлым в его среднеазиатском исполнении. Всеобщая бесхозяйственность и неэффективность экономики весьма схожи, а такие ее элементы, как, например, круглосуточное освещение улиц и закупка мешками хлеба (дотируемого государством) для кормления домашних животных будут завершать наше воспоминание. Можно также заметить разницу в уровне культуры и трудолюбии между ливийцами и соседними арабскими народами Египта и Туниса и сделать известный нам вывод, что страны не прошедшие “капиталистическую школу” в своем развитии, снизили свою конкурентность в мировом развитие. Следует отметить огромную роль спутникового телевидения. Являясь весьма доступным по цене и широко распространенным в стране, оно оказывает огромную цивилизационную роль на население, повышая его информированность о жизни в соседних арабских странах и остальном мире. Однако, нужно признать широкое увлечение ливийскими мужчинами нелегальным  просмотром эротических каналов (как и в других арабских странах). Но в отличие от западных стран, где сексуальная революция, повлияла на демократизацию общества и отношений между мужчиной и женщиной, протекающая виртуальная сексуальная революция в арабском мире, не изменяет печальное положение женщин, и в тоже время является объектом критики со стороны консервативной части населения и духовенства.

Сейчас внутреннее положение в Ливии довольно устойчиво, вследствие личного авторитета М.Каддафи, его умения обеспечить баланс интересов различных племен, влияния местных спецслужб на ситуацию в стране и поддержке социальной защищенности населения (широкая система дотаций, льгот многодетным и малообеспеченным семьям, доступные жилищные кредиты и т.п.). Внутренняя оппозиция представлена небольшими группами фундаменталистов, действующих в подполье. Зарубежная оппозиция (Фронт национального спасения и др.) весьма разрозненна, организационно слаба и влияния в стране не имеет. Но следует помнить, что стабильность страны зиждется на личности Каддафи, а пример Ирака показывает, какие катаклизмы могут произойти в социально-политически неразвитом арабском обществе, при исчезновении центральной фигуры, воплощающей сильную власть. (в исторической справке использованы материалы работы Егорина А. З. История Ливии. ХХ век. М.: ИВ РАН, 1999).